Нарасимха-чатурдаши
Этот праздник можно по праву назвать «Вселенским днем победы добра над злом». Древние ведические священные писания говорят о том, что столь невероятный образ Господь принял в одну из давно минувших эпох человеческой цивилизации, чтобы защитить мальчика-праведника Прахлада и покарать его отца-злодея, царя Хираньякашипу.
Это удивительная история описывается в седьмой Песни «Шримад Бхагаватам». Нарасимха означает на санскрите буквально человеколев. «Нара» означает на санскрите «человек», «симха» – «лев», а «чатурдаши» – четырнадцатый день текущего лунного месяца.
Свирепый демон Хираньякашипу, державший в страхе все миры, в свое время хитростью и упорством заполучил от Брахмы (конструктора материальной вселенной) благословение, по которому его никто не мог бы убить: ни человек, ни животное, ни птица, ни рыба, ни днем, ни ночью, ни в воздухе, ни на земле, ни в воде и, вдобавок, еще и никаким оружием. Таким способом демон хотел обмануть законы Бога и силы Природы и стать бессмертным, чтобы править мирами в свое удовольствие. Но демон предполагает, а Бог располагает. Господь Кришна, выполняя пожелание демона, но всегда зная, как обойти любое препятствие, потому что Он есть Всемогущий Бог, попросту возник перед отвергающим Бога демоном из… разбитой колонны дворца ни днем, ни ночью, но на стыке, в сумерки, в поразившем всех и вся доселе не виданном образе человекольва и разодрал демона на части когтями, которые вряд ли можно назвать оружием, положив тирана на колени, в результате чего тот оказался и не в воздухе, и не на земле. Демон не учел всех тонкостей физического мира, за что и поплатился за свои преступления против веры в Бога.
После расправы над злодеем-царем Нарасимхадев еще довольно долго пребывал в гневном настроении, и успокоить Его смог только сам мальчик Прахлад, который ничуть не боялся странного существа и понимал, что Он и есть Бог, который пришел, чтобы защитить его от угроз отца. Впрочем, как явствует из «Шримад Бхагаватам», сам Прахлад никогда не желал ничего плохого отцу, хотя тот не раз пытался убить своего собственного сына, поскольку сын не одобрял образ жизни и мыслей своего отца-деспота и открыто проповедовал всем вокруг о любви не к мамоне и не к власти, а к Богу, что было эдаким позором для демона, мечтавшего именно о карьере «бога».
В день празднования Нарасимха-чатурдаши люди обращаются к Шри Нарасимхадеву с просьбой о защите от демонических сил нынешнего века Кали и о продвижении на пути самосознания.