Ягья-холл

Древнейшее священное писание мира «Бхагавад-гита» рекомендует человеку предлагать Кришне плоды своих трудов и просить у Него благословений на всякое новое начинание. На каждое из важнейших событий в жизни человека Кришна дал особый обряд, ягью. Рождение, взросление, начало и конец учебы, свадьба, открытие бизнеса, новоселье, поминки родственников, оставивших этот мир, — на каждое из этих событий рекомендуется просить благословений у Господа. В нашем Центре вам расскажут и помогут провести необходимый ритуал в соответствии с ведическими предписаниями.


Пумсавана-самскара

Симонтанаяна самскара

Сошьянти-хома

Пауштика-карма

Нама-карана

Анна-прашана самскара

Поминальные церемонии


По вопросам проведения церемоний можно обращаться к Махабхарате прабху:

8-903-716-47-18

mahabharata108@mail.ru




ПУМСАВАНА-САМСКАРА

Обряд в ожидании рождения ребенка


Эта церемония проводится для рождения здорового ребенка. Она часто включается в обряд симантоннайана, несмотря на то, что специальные мантры в ней предназначены для получения ребенка мужского пола. Раньше это делалось для того, чтобы мог продолжаться род, поскольку считалось, что только сын может исполнять жертвоприношения, необходимые для благополучия предков. В настоящее время наша основная медитация в момент этой ягьи - это просьба о наделении ребенка качествами вайшнава. В наше время не так важно, мальчик родится или девочка. Главное, чтобы ребенок имел вкус к преданному служению. Благодаря этому он или она могут освободить всех своих предков.

Подходящее время

По мнению Чараки, эта церемония может возыметь успех, только если ее проводить до того, как у эмбриона появляются половые органы. При первой беременности женщины, после подтверждения беременности, этот обряд следует проводить во время третьего и последующих месяцев. В наше время пумсавана-самскару и симантонайану проводят одновременно, но не позднее восьмого месяца беременности.

Сейчас традиционная церемония пумсавана значительно упрощена. В Шестой Песни «Шримад Бхагаватам», в девятнадцатой главе, которая называется «Совершение Ритуальной Церемонии Пумсавана», приводится описание полного исполнения этой церемонии, из которого мы сейчас берем только часть. Тем не менее почитать это описание очень благоприятно! Во время церемонии выполняется особое поклонение Божествам, важной частью данного обряда Шукадева Госвами объявляет процесс подношения 12 раз в священный огонь топленого масла с повторением мантры «ом намо бхагавате маха-пурушайа махавибхути-патйе сваха».



СИМОНТАНАЙАНА-САМСКАРА

Церемония для спокойствия и счастья будущей матери


Матери следует вымыть голову, после чего другая женщина должна умастить ей волосы ароматическим маслом, расчесать их и украсить цветами (пушпа дхаранам).

Для благополучного развития ребенка очень важно, чтобы у его матери было хорошее умственное состояние. Эта церемония симантонайана играет защитную роль, изгоняя из ума женщины всевозможных тонких сущностей, черпающих удовольствие в причинении беспокойства умам людей. Для этого муж кладет ей на голову несколько манговых листьев (дришти). Эта церемония также защищает материнское чрево. Аюрведа советует беременным женщинам не ходить в одиночку по вечерам, поскольку бхуты (тонкие сущности) особенно пристрастны к зародышам.

Эта церемония традиционно выполняется с помощью иглы дикобраза, так как у этого зверя самые длинные «волосы». Это настоящие «антенны», передающие космическую энергию. Когда волосы матери разделяются сверху вниз на прямой пробой иглой дикобраза, эта игла сообщает ей космическую энергию, которую мать передает своему ребенку. Этот процесс сродни тому, как корова получает через свои рога космическую энергию, и затем через свои копыта отдает ее земле.

Во время ягьи муж читает мантру:


ом йена адитех симанам найати праджапатих вишнух махате

саубхагайа тена ахам асйаи симанам найами праджам асйаи джарад-аштим крноми


«Я провожу пробор тем же, чем и Праджапати Вишну проводит пробор в волосах Адити для ее счастья. Этим я обеспечиваю долгую жизнь сыну, находящемуся во чреве моей жены».

Выполнение этого ритуала наделяет ребенка хорошим разумом. Можно также воспользоваться травой куша. Для удовольствия матери и украшения ее волос можно заколоть их парой красивых заколок.

Подходящим временем для церемонии считается четвертый, шестой или восьмой месяц беременности. Если еще не проведена церемония пумсавана, ее можно провести в один день с симантонайаной, но обязательно перед ней. Рекомендуется пригласить на нее матерей из благочестивых семейств, чьи умы безмятежны, и которые рады благословить будущих родителей. Гостей усаживают на мягкие сиденья или на диван. После завершения церемонии всех угощают кичри, приготовленным из риса, урад дала, сезама, гхи, умеренных специй и кокоса.

«Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог осознать Кришну. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность родителей состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире.» (Письмо Шрилы Прабхупады Нандарани, 9 июня 1967)

«Лучший способ подготовиться к появлению ребенка — это обоим родителям оставаться в полном сознании Кришны, а для этого, разумеется, лучше всего повторять святое имя и слушать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам». (Письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 29 августа 1967)



СОШЬЯНТИ-ХОМА

Обряд для безопасных родов и безопасности матери и ребенка


Для блага ребенка священнослужитель или же отец ребенка должен пропеть благоприятные мантры (гимны) так, чтобы ребенок, все еще находясь в утробе матери, мог слышать это. Можно также пригласить группу преданных-музыкантов, желающих исполнить вайшнавские песни.

В этой связи следует помнить истории рождения Прахлада Махараджа и Шукадевы Госвами, получивших духовное знание еще будучи во чреве матери. Так же и Абхиманью, еще находясь в материнской утробе, научился военной науке чакра-вйуха, услышав ее изложение от своего отца Арджуны.

Все, что происходит вокруг беременной женщины, имеет воздействие на ребенка, которого она носит. Поэтому ей следует соблюдать хороший рацион, следить за своим поведением, за окружающей ее обстановкой, за своими желаниями и мыслями.




ПАУШТИКА-КАРМА

Обряд предложения маха-прасада титхи и накшатре рождения ребенка (лунным суткам и положению Луны в небе на момент рождения)


Обычно эта церемония проводится вместе с обрядом наречения именем. Часто ее рекомендуют совершать каждый месяц первого года жизни в титхи рождения.

Во момент этой ягьи мы читается следующий гимн:


(ом) тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайо дивива чакшур ататам

тад випрасо випанйаво джагривамсах саминдхате вишнор ят парамам падам


«Подобно тому как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим».(Риг Веда, Вишну-самхита 1.22.20)

Перед ягьей лучше всего потренироваться в его чтении.



НАМА-КАРАНА

Наречение ребенка именем


Это одна из самых важных самскар. Ребенок может получить имя на десятый, одиннадцатый, двенадцатый, двадцать первый (это — самый благоприятный) и сто первый день жизни или же ровно через год после рождения, а также в благоприятные дни, такие как пурнима. При этом ребенок должен быть здоров. Торопиться не стоит.

В «Шатапаха-брахмане» объясняется, что имя человека имеет защитное действие, ограждающее его от дурного влияния. Благоприятное сочетание звуков, формирующее имя, находясь в согласии с природой человека, получившего это имя (в зависимости от времени его рождения), имеет наиболее сильное действие. Звуковая вибрация, которая будет неотрывно сопровождать человека большую часть его жизни, может иметь положительное или же отрицательное влияние на него. И потому имя человека должно выбираться с большим тщанием. «Шатапатха-брахмана» рекомендует назвать ребенка сразу как закончится период осквернения, связанный с рождением…

Есть три способа, как обычно можно назвать ребенка:


Когда имя дает духовный учитель

Имя подбирает пуджари или астролог в соответствии с Джйотиш-шастрами

Родители выбирают имя, которое им больше всего нравится


Первые два способа предпочтительнее для здоровья и удачи ребенка.

В дни проведения церемонии рекомендуется устраивать пир для вайшнавов, а также читать истории о рождении Господа Кришны.



АННА-ПРАШАНА САМСКАРА

Церемония вкушения первых зерновых


Этот обряд нужно совершать в благоприятный день на шестом или восьмом месяце после рождения ребенка, если ребенок мужского пола, и на пятом или седьмом месяце, если это девочка. Но в любом случае ради благополучия ребенка этот обряд ни в коем случае нельзя проводить раньше четвертого месяца или позже чем через год после рождения. Прорезание первых зубов является верным знаком того, что ребенку уже можно давать более твердую пищу.

В это время поведение ребенка изменяется, и он начинает хотеть чего-нибудь твердого. Сушрута (известный аюрведичекий доктор) рекомендует приготовить для этой самскары какую-нибудь легкую пищу (скажем, рисовый пудинг), предложить ее Божеству, поскольку ребенка нужно будет накормить маха-прасадом. Во момент этой церемонии жрец просит Господа Вайшванару (Вишну) войти в тело ребенка и принимать всю твердую пищу, которую будет есть этот ребенок в своей жизни. С этой церемонии ребенок в определенном смысле начинает жить более самостоятельно от своей матери. Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (15.14): «Я — огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с жизненным воздухом, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре вида пищи».

Вот как Шрила Прабхупада комментирует данный стих: «Аюрведическая шастра говорит, что в желудке человека находится огонь, переваривающий всю поступающую туда пищу. Когда огонь не горит, мы не испытываем чувства голода, а когда он горит, мы хотим есть. Иногда, если этот огонь не горит должным образом, требуется лечение. Этот огонь пищеварения представляет Верховную Личность Бога. Ведические мантры также подтверждают, что Всевышний Господь, или Брахман, присутствует в виде огня в желудке и переваривает все виды пищи. Следовательно, поскольку Он помогает переваривать всякую пищу, живое существо не независимо в процессе питания. Если бы Всевышний Господь не помогал ему в пищеварении, для живого существа не было бы никакой возможности питаться. Так что это Господь производит нашу пищу и Он же переваривает ее, и Его милостью мы наслаждаемся жизнью. В Веданта-сутре (1.2.27) это также подтверждается: шабдадибхйо ‘нтах пратиштханас ча – «Господь пребывает в звуке, теле, воздухе и даже в желудке, где Он представляет силу пищеварения». Во время обряда мы предлагаем сладкий рис огню, а в конце ягьи кормим этим рисом ребенка. Родители могут привезти с собой серебряную или золотую ложечку и пять раз предложить маха-прасад своему малышу с определенными мантрами.



ВЫЯВЛЕНИЕ НАКЛОННОСТЕЙ РЕБЕНКА


После церемонии Анна-прашана родители могут выяснить наклонности своего ребенка, посадив его перед разными предметами. То, что он выберет из них, будет указывать на его наклонности. В Индии эта церемония очень распространена. Родителей тешит, как их малыш ползет к этим четырем предметам: книге, деньгам и т.д. Если ребенок берется, например, за книгу, то ему быть ученым; если он выбирает деньги — будет богачом; если ребенок берет пригоршню насыпанной земли — быть ему землевладельцем; а если он идет к тарелке с зерном, то будет здоровым, и т.д.

Разумеется, эта церемония может состояться только в том случае, если ребенок уже может самостоятельно передвигаться, хотя бы ползком. По случаю этой церемонии очень важно кормить вайшнавов, как минимум, теми фруктами, которые были предложены в ягье, а еще лучше -оплатить завтрак или обед вайшнавов, собравшихся в храме.



ПОМИНАЛЬНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ


В храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты проводятся ягьи для облегчения участи наших ушедших близких. В день ягьи нужно раздавать прасад. Вы можете сами приготовить угощение или обратиться к поварам храма. Такие обряды проводятся на 11-1 день после ухода человека, а также на годовщину смерти.

Чанакйа Пандит говорит, что если мы ищем освобождения, то должны помнить о том, что смерть всегда идет у нас по пятам, готовая схватить нас в любое мгновение. Конечно, что касается тех, кто сможет помнить Кришну в момент смерти, то они отправятся к Кришне и будут вечно жить вместе с Ним (Бхагавад-гита 8.5-6.). Как обещает Шри Кришна, для них не будет больше ни рождений, ни смертей, и они больше не вернутся в этот материальный мир (Бхагавад-гита 8.15-16). Для них последние обряды сводятся к киртану и раздаче прасада. Тем не менее, каждый вайшнав должен хотя бы примерно знать порядок исполнения последних обрядов, дабы быть готовым помочь своим близким или другим преданным в смертный час. Данная статья содержит общие рекомендации, применимые для нашей страны.

В момент ухода вайшнава или его родственника можно петь киртан, читать «Бхагавад-гиту» «Нарасимха-кавачу» и «Шри Ишопанишад», можно включить запись на магнитофоне. Перед взором уходящего хорошо держать изображение Божеств. При этом нужно учитывать чувства других родственников-непреданных. Лучше, чтобы атмосфера была мирной.

Обряды для вайшнавов и наших родственников-непреданных примерно одинаковые в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра).

С первого дня после смерти и в течение 11 дней нужно предлагать покойному пинду: рисовые шарики или другой маха-прасад и воду. Предлагайте их фотографии или сосуду с водой, куда призывается душа покойного. Все это можно предлагать «своими словами» без особых мантр. Можно обратится к ушедшему по имени и сказать «свадха» — так обращаются к ушедшим из жизни. Пойте киртан и читайте благоприятные мантры (Нарасимха-кавачу). После шрадхи 11-го дня помойте это место молоком.

Если преданный был серьезен в Сознании Кришны, то на третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир арча-виграхе Господа. Этот прасад нужно затем раздать вайшнавам и членам семьи покойного. Во время этой программы можно обменяться воспоминаниями о вайшнаве и прославить его. После воспоминаний проводится арати или авахана-хома.

Для людей, слабых в духовной практике, или непреданных, на 11-й день после смерти должна быть проведена церемония шрадхи. В его доме нужно установить алтарь и провести пуджу, а также предложить прасад. Как рекомендуется в Падма-пуране, в этом случае можно также поклоняться шалаграма-шиле, поскольку это очень благоприятно. Можно провести огненное жертвоприношение (авахана-хому), предложив пламени костра рис. Очень хорошо устроить в этот день пир в храме. Маха-прасад от Божеств сначала нужно поднести фотографии покойного. Можно договорится о такой церемонии в храме.

Если ушедший был мужского пола, то первым прасад должен принять жрец, проводящий обряд, а если это была женщина, то хозяева должны первой накормить брахмини или вайшнави. Дайте им и жрецу дакшину.

Нужно хотя бы один пост экадаши за год посвятить покойному. В течение года каждый месяц на день ухода стоит раздавать прасад (хотя бы фрукты) вайшнавам.

Для облегчения участи наших близких мы можем совершать вышеописанную церемонию даже спустя много лет после их ухода, особенно в честь наших родителей!

Для того, чтобы подписаться на рассылку, заполните, пожалуйста, форму: