Философия и практика

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ


Вайшнавизм (кришнаизм) — это монотеистическая традиция, в которой Кришна рассматривается как Верховная Личность Бога и источник всех аватар. Термин «вайшнавизм» образован от слова «вайшнавы» (в переводе с санскрита - «принадлежащие Вишну», «относящиеся к Вишну»). Это одно из самых распространенных направлений в индуизме, занимающее около 70%. Описываемые в Ведах дэвы (божественные сущности), такие как Брахма, Шива, Ганеша, Индра, Сурья и многие другие, считаются слугами Кришны (Вишну).



Кришне поклоняются как изначальной личности Бога, сваям бхагавану, которое базируется на «Бхагавата-пуране», где говорится:


эте чамша-калах пумсах

кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам

мридайанти йуге йуге


«Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна - изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих». (Шримад Бхагаватам 1.3.28)

Основоположником бенгальского вайшнавизма (или гаудия-вайшнавизма) был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486–1533 гг.), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного любовного преданного служения Богу (бхакти-йога). Благодаря такому универсализму, а также простоте практики бхакти-йоги вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру.




Бхакти-йога, в отличие от других путей йоги, делает акцент на практике преданного служения Верховной Личности Бога. В этом заключается ее привлекательность, так как эта деятельность способна поднять человека на самый высокий уровень духовного понимания, не требуя дополнительной квалификации, которая необходима на других путях йоги. Это означает, что любой человек, независимо от его национальности, религиозной принадлежности, социального положения, пола и т.д., может заниматься бхакти-йогой и добиться успеха. Путь преданного служения Богу не требует, чтобы человек уходил в лес, бросал работу, семью и т.д. Наоборот, бхакти поддерживает социальный аспект: человек должен выполнять свои обязанности, служить обществу, семье - но привнести во все сферы своей жизни духовную составляющую в виде служения Богу, и это сделает его жизнь полноценной и счастливой. Тогда как другие пути йоги требуют наличие определенной предварительной подготовки.

Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как переселение души, сансара, карма и пр., а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который состоит в воспевании имен Бога (бхаджане или киртане), слушанье о деяниях Бога, медитации на Его форму и в поклонении Божествам Вишну.



ИСТОЧНИКИ. ПАРАМПАРА

В основе этого учения лежат «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам» (Бхагавата-пурана), а также такие величайшие древние эпосы как «Махабхарата» и «Рамаяна» и другие ведические писания, которые были записаны мудрецом Вьясой около 5000 лет назад. Веды называют «инструкцией» к этой материальной вселенной. Они описывают универсальные законы, живя в соответствии с которыми, человек может достичь счастья и успеха во всех сферах своей жизни. Туда входят такие разделы знания, как математика, физика, астрономия, аюрведа, йога, астрология, васту и другие. Как утверждают сами Веды и учителя в цепи ученической преемственности Вед (парампаре), Веды не принадлежат перу какого-то автора (санскр. «апаурушея»), это знание существовало с момента рождения этой вселенной как инструкция, пользуясь которой, человек мог бы достичь гармоничного пребывания в этом мире и обрести духовное знание.

Поскольку Индия была той географической областью, где сохранились традиции и практика учения, содержащегося в Ведах, то принято считать, что Веды «принадлежат» Индии. Однако нигде в Ведах не фигурируют такие термины, как «Индия» или «индуизм». Веды не причисляют себя к определенной расе или национальности, так как говорят об универсальных вселенских законах, которые касаются каждого человека и каждой точки этого мира.

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна поведал Арджуне знание о Боге, духовном мире и законах материального мира. Далее это знание передавались по цепи ученической преемственности, которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались без искажений, и Его послание доходило до людей в своем первоначальном виде, как оно есть.



ВАЙШНАВИЗМ НА ЗАПАДЕ

Гаудиа-вайшнавизм является очень распространенным на Западе и, в частности, в России, благодаря выдающемуся святому А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который впервые в истории сделал доступным учение Шри Чайтанья Махапрабху людям Запада.

С 1965 года он начал свою проповедь в Америке и теперь данное направление вайшнавизма известно всему миру. В 1966 году было зарегистрировано Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). В 1971 году первые последователи Движения Харе Кришна появились в СССР. Сейчас это общество действует более чем в 100 странах мира.

Среди ученых-теологов Шрила Прабхупада имеет большое уважение и считается общепризнанным знатоком и ученым, который написал более 80 томов книг по вайшнавской философии и практике.

Подробнее о Шриле Прабхупаде вы можете прочитать здесь



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВАЙШНАВИЗМА

Вайшнавская философия говорит о том, что индивидуальное сознание (личность) отдельна от высшего сознания (Сверхдуши). Все живые существа имеют личностную природу и такую же природу имеет высшее живое существо. В отличие от некоторых школ индуизма, где целью поклонения является утрата индивидуальности и слияние с верховным Брахманом, конечной целью вайшнавской практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) вместе с Кришной в духовном мире, нашем вечном доме, откуда мы пришли в этот временный материальный мир.

Духовный мир в соответствии с Ведами, исполнен вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда). Там нет четырех недостатков материального мира: рождения, старости, болезней и смерти. Живые существа там живут вечно, обладают полным знанием и испытывают вечное блаженство в отношениях с другими живыми существами и Кришной, лишенных таких изъянов, как зависть, гордость, вожделение, гнев и т.д. Отношения в духовном мире исполнены любви и стремления служить друг другу. Достижение этой вечной обители, в соответствии с Ведами, считается высшей целью человеческой жизни:


йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мам сам е йуктатамо матах


«A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Моё мнение». [Бхагавад-гита 6.47]


мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах самсиддхим парамам гатах


«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство». [Бхагавад-гита 8.15]



В соответствии с вайшнавской теологией, в качественном отношении живые существа обладают той же абсолютной природой, что и сам Бог. Это означает, что все качества Бога отражены в нас, но в маленькой «дозировке» (капля воды из океана обладает тем же химическим составом, что и весь океан). Но в количественном отношении живое существо не может сравниться с Богом, подобно тому как капля воды не может сравниться с океаном. Мы являемся Его вечными неотъемлемыми частицами, духовными искрами, обладающими индивидуальным сознанием. Жизнь в духовной сфере – наше вечное право. Наше вечное стремление к всевозрастающему счастью, доказывает нашу принадлежность к блаженной реальности.

В соответствии с Ведами, существует две реальности: вечная духовная и временная материальная. Материальные миры также являются частью вечной духовной реальности, но они вновь и вновь создаются и разрушаются, поэтому называются временной, бренной, или иллюзорной реальностью. У материального мира две цели: 1) дать нам возможность реализовать все свои эгоистические желания быть счастливыми отдельно от Бога, 2) дать нам возможность вспомнить о своей изначальной природе слуги и вернуться в изначальное состояние, поэтому этот мир также называется «школой». Веды очень подробно и рационально объясняют, каким образом происходит творение этого мира. Эта наука называется санкхья.



Вишну, или Кришна – это «пребывающий внутри дух, личность», начало, творящее и сохраняющее космос. Эта Верховная Личность лежит в основании всего сущего и направляет все происходящие в мире действия. Он есть мудрый хранитель, который заботится об исправном функционировании и благоденствии всей вселенной. Таким образом, все люди, которые верят во Всеведущее, Вездесущее, Всемогущее Существо, в котором всё пребывает, которым всё сохраняется и для которого всё предназначено, могут быть отнесены к разряду вайшнавов.

Описывается, что у Кришны кожа цвета грозовой тучи. Его изображают как мальчика-пастушка с павлиньим пером в волосах, играющего на флейте, или как царевича, дающего философские наставления Арджуне в «Бхагавад-гите».

Около 5000 лет назад Кришна снизошел на землю из духовного мира в городе Матхура (современная Индия). Его миссией было восстановление религиозных принципов (дхармы), которые к тому моменту начали приходить в упадок. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях, как «Бхагавата-пурана», «Махабхарата», «Бхагавад-гита».



ПРАКТИКА

Согласно «Бхагавад-гите», душу и Бога связывают вечные отношения любви и бескорыстного служения. Эта высшая любовь дремлет в сердце каждого, и задача практики бхакти-йоги – пробудить и раскрыть ее.

Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт духовный учитель (гуру), руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. В момент дикши ученик, как правило, получает мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - которую он должен повторять определенное минимальное число раз каждый день на четках. Этот процесс повторения мантры называется джапа.

Помимо индивидуальной практики джапа-медитации вайшнавы практикуют киртан - совместное воспевание мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе в сопровождении музыкальных инструментов.

В момент посвящения ученик дает обещание следовать 4 регулирующим принципам, которые помогают ему практиковать духовную жизнь. Эти 4 принципа (чистота, аскетизм, милосердие и правдивость) являются «золотым стандартом», к которому стремятся те, кто встал на путь бхакти-йоги, так как они помогают обрести идеальную жизненную платформу:


1) Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца.

2) Не употреблять интоксикаций (сигареты, алкоголь, наркотики, чай, кофе)

3) Не играть в азартные игры.

4) Не вступать в незаконные половые отношения.




Основным методом духовного прогресса является совместное воспевание Харе Кришна маха-мантры. Этот метод сделал общедоступным Шри Чайтанья Махапрабху 500 лет назад. У Бога множество имен, которые в зависимости от языка и традиции могут звучать по-разному. И во многих традициях существует практика повторения святых имен Бога. Одним из ключевых аспектов практики сознания Кришны является повторение Маха-мантры, состоящей из трех имен Господа: Харе, Кришна и Рама.

Сейчас эта практика стала очень распространенным во всем мире методом медитации, который практиковали и продолжают практиковать такие личности, как, например, Джордж Харрисон (The Beatles) и Альфред Форд (правнук Генри Форда). Занимаясь этой простой медитацией, человек получает реальный опыт соприкосновения с духовной сферой.

Слово «мантра» в переводе с санскрита означает «то, что защищает, или освобождает ум». Когда человек повторяет мантру, он очищает свой ум от той грязи, которая скопилась за долгие годы пребывания в материальном мире.



В ведических текстах приводится большое количество различных мантр, но есть одна Маха (великая) мантра, которая состоит из 16 имен Кришны:


Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе


Кришна переводится с санскрита как «тот, кто всех привлекает», Рама – «источник радости», а Харе – это обращение к энергии наслаждения Бога. Смысл эта мантра-молитвы в том, что верующий обращается к Богу с просьбой о служении Ему.

Для повторения мантры не нужно никаких условий, человек может повторять ее в любое время и в любом месте, это может сделать каждый и получить реальный духовный опыт.

Еще одним очень важным аспектом духовной практики вайшнавов является поклонение Божеству в храме. В соответствии с Ведами, Бог может проявиться в любой форме и в любом месте. И для того чтобы у простых людей была возможность соприкоснуться с Ним, Он соглашается проявить Себя в форме Божества, которое устанавливают в храме, для того чтобы у нас была возможность поклоняться Ему. Эта традиция распространена по всей Индии. В месте явления Кришны, во Вриндаване, находится более 5000 храмов, где ведется поклонение Божествам, а по всей Индии таких храмов миллионы.

Также храм является местом, где человек может общаться с единомышленниками, принимать участие в богослужениях, слушать о философии, участвовать в киртанах, образовательных программах и курсах о науке бхакти-йоги, а также посещать группы духовного общения.


Для того, чтобы подписаться на рассылку, заполните, пожалуйста, форму: