А.Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА
Выдающийся индийский религиозный деятель и просветитель Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами, известный также под именем Шрила Прабхупада, родился 1 сентября 1896 г. в Калькутте в семье вайшнавов, преданных Кришны.
Шрила Прабхупада — автор более 80 богословских трудов и переводов с санскрита на английский и подробных комментариев в духе традиции бенгальского вайшнавизма множества ведических сакральных писаний, таких, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата-пурана), Упадешамрита («Нектар наставлений»), Шри Ишопанишад, Бхакти-расамрита-синдху («Нектар преданности») и многих других, а также «Чайтанья-чаритамриты», жизнеописания Шри Чайтаньи на бенгальском языке.
В начале 1920-х Шрила Прабхупада встретил Бхактисиддханту Сарасвати (1874-1936), своего будущего духовного учителя. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся ученому, религиозному деятелю и основателю шестидесяти четырех матхов (храмов, храмовых общин) в Индии, понравился образованный молодой человек, и он убедил его посвятить свою жизнь распространению духовного знания в странах западного мира. Абхай стал последователем Бхактисиддханты Сарасвати, а в 1933 году получил от него духовное посвящение.
Незадолго до того как Бхактисиддханта Сарасвати оставил этот мир в 1936 году, Шрила Прабхупада получил от него наказ — переводить на английский язык вайшнавскую литературу и проповедовать учение Шри Чайтаньи на Западе. Однако исполнить это наставление Шриле Прабхупаде удалось не сразу.
В 1959 г. Шрила Прабхупада принял санньясу, став отреченным монахом, что позволило ему сосредоточиться исключительно на переводах писаний и на проповеди санкиртаны (распространения славы святого имени Кришны), начатой свыше 500 лет назад Шри Чайтаньей. В храме Радха-Дамодара в священном Вриндаване он, наконец, приступил к главному труду своей жизни — многотомному переводу с санскрита на английский 18 тысяч стихов-шлок Шримад Бхагаватам, или Бхагавата-пураны, и подробным толкованиям этих текстов. Помимо того, он написал брошюру «Легкое путешествие к другим планетам», открывая совершенно новые горизонты для широкой проповеди ведической богоцентрической картины мира.
Много лет он готовился к своей будущей миссии, тщательно изучая вайшнавскую духовную литературу, и только в 1965 году, уже в преклонном возрасте, отправился в Америку, очаг потребительского образа жизни.
13 августа 1965 года он взошел на борт повидавшего виды индийского сухогруза «Джаладута» с 40 рупиями в кошельке и несколькими коробками Шримад Бхагаватам на английском языке. Через несколько дней ему исполнилось 69 лет. Во время плавания Прабхупада пережил два сердечных приступа, но он по-прежнему был исполнен решимости выполнить наставление духовного учителя и напомнить людям Запада о Боге.
Он приехал в цитадель материалистичного мира, никого там не зная, практически без средств к существованию. У него не было ни денег, ни друзей, ни последователей, ни молодости, ни крепкого здоровья, ни даже сколько-нибудь ясного представления о том, как достичь своей смелой цели — познакомить западный мир с духовной мудростью Вед.
После приезда в Нью-Йорк в сентябре 1965 года Прабхупада в течение целого года в одиночку боролся за то, чтобы основать движение, которое будет проповедовать сознание Бога. Он жил очень скромно и использовал любую возможность рассказать людям о Кришне. Постепенно ему удалось вызвать у нескольких человек интерес к своему учению. Так Господь отвечал на страстное желание Прабхупады проповедовать учение о душе, посылая ему и первых учеников, и первые возможности для проповеди.
В 1966 г. Прабхупада основал первую всемирную вайшнавскую организацию, которую он назвал Международным обществом сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness, сокр. ISKCON). Постепенно число последователей Шрилы Прабхупады расло, открывались первые вайшнавские храмы на Западе. За последующие годы проповеди Прабхупада объехал Земной Шар 12 раз, выступая с проповедью учения Бхагавад-гиты в самых разных странах.
В 1971 году Шрила Прабхупада посетил Советский Союз. Хотя об открытой проповеди не могло быть и речи, после визита Шрилы Прабхупады в Москве появился первый русский вайшнав — Анатолий Пиняев (Ананташанти дас), который, рискуя своей свободой, начал проповедовать учение Шри Чайтаньи в Москве и других городах СССР. Так Общество сознания Кришны появилось и у нас в стране.
С 1965 по 1977 гг. Шрила Прабхупада принес учение Кришны практически во все крупные города мира. Свои последние годы Шрила Прабхупада провел в постоянных проповеднических поездках, при этом он одновременно руководил созданным им обществом и работал над комментариями к Шримад Бхагаватам и «Чайтанья-чаритамрите».
Шрила Прабхупада открыл на разных континентах свыше 100 храмов, а также начал строительство уникального духовного города в Маяпуре (Индия), которое сегодня продолжают его ученики и последователи. Он написал и издал более пятидесяти томов книг, которые при его жизни были переведены на двадцать восемь языков и разошлись в десятках миллионов экземпляров. На сегодня его книги переведены более чем на 70 языков народом мира. Шрила Прабхупада прочел тысячи лекций, написал тысячи писем и провел тысячи бесед со своими учениками, почитателями и скептиками. Его деятельность получила признание известных ученых и общественных деятелей, высоко оценивших вклад Шрилы Прабхупады в развитие религии, философии и культуры.
В Индии Шрилу Прабхупаду считают святым, его именем названы улицы в некоторых городах, а также больницы, образовательные учреждения и благотворительные организации. В его честь ко дню его 100-летия в 1996 г. выпущена юбилейная государственная почтовая марка с его изображением. Самадхи (мавзолей) Шрилы Прабхупады находится в священном Вриндаване, где он открыл самый большой и один из наиболее популярных храмов Кришны, Кришна-Баларам Мандир.
Бхактиведанта Свами Прабхупада оставил этот мир во Вриндаване в 1977 года.