Гаурапурнима
Пурнима» в переводе с санскрита означает «полнолуние», а «гаура» - «золотой». Гаура-пурнима - это день явления Шри Чайтаньи Махапрабху (1486-1534), которого индийские священные писания и многие святые мудрецы называют «золотой аватарой Кришны», воплощением Бога, явившимся в этот мир в Кали-югу – век вражды и лицемерия - на территории нынешней Западной Бенгалии чуть более 500 лет назад в образе великого преданного, чтобы показать людям пример высшей любви, а также дать практику, способную вернуть современное человечество на путь самоосознания.
Шри Чайтанью называли Гаурангой за золотистый цвет тела. Он родился на земле исторической области Навадвипа («девять островов») на территории нынешней Западной Бенгалии. Он прославился тем, что возродил древнюю традицию бхакти (служения Богу с преданностью и любовью). С религиозной точки зрения, Шри Чайтанью Махапрабху считают «самым милостивым воплощением Кришны», а с социальной - великим реформатором, последовательно выступавшим против монополии кастового брахманизма на духовное освобождение души.
Во времена Шри Чайтаньи проповедью санкиртаны (совместного пения имен Бога) были охвачены вся Бенгалия, Орисса, области центральной и даже традиционно консервативной южной Индии - практически весь Индостан, включая Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш). Шри Чайтанья установил дхарму (незыблемый закон) для нынешней эпохи - совместное пение святых имен Бога. Он проповедовал учение «непостижимого единства и различия» (ачинтья бхеда-абхеда-таттва – санскр.) живого существа (души) и Всевышнего Бога.
Современные гаудия-вайшнавы (кришнаиты), в том числе последователи самого многочисленного на Западе Общества сознания Кришны (ИСККОН), являются продолжателями учения Шри Чайтаньи Махапрабху и проповедуют достижение мира во всем мире через совместное пение святых имен Бога, которое выше национальных, религиозных или каких-то еще различий, так как является деятельностью вечной души, которая находится выше категорий этого материального мира. Подробное жизнеописание Шри Чайтаньи приводится в таких священных для гаудия-вайшнавов (последователей бенгальского вишнуизма) текстах, как «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья-мангала» и «Чайтанья-бхагавата».
В этот день вайшнавы постятся до восхода Луны (именно в такое время суток родился Шри Чайтанья) и поют мантру Харе Кришна.